Аккумулятор автомобиля – от назначения до эксплуатации
Аккумулятор автомобиля – это автономный источник энергии, питающий электрические устройства и отвечающий за запуск двигателя. Понимание основ функционирования батареи поможет в вопросах эксплуатации, технического обслуживания и последующей замены. Без качественной и заряженной АКБ завести машину – невозможно. Как правильно эксплуатировать батарею, на что обратить внимание и когда нужно заменить аккумулятор, рассматриваем ниже.
Для чего нужен аккумулятор?
Бесперебойная работа АКБ – обязательное условие для эффективного функционирования автомобиля. Для того чтобы батарея работала исправно, необходимо постоянно за ней следить, а также проводить зарядку и замену при необходимости.
Основное назначение АКБ:
- Запуск двигателя автомобиля вне зависимости от условий эксплуатации (летний или зимний период, парковка на улице или в гараже).
- Бесперебойное функционирование электрических устройств и оборудования, находящихся в салоне.
- Обеспечение работы системы сигнализации.
- Накопление энергии в процессе движения.
Все аккумуляторы выполняют одни и те же функции. Но при выборе подходящего варианта, необходимо учитывать технические особенности автомобиля, конструктивные особенности, материал и габариты.
Типы аккумуляторов
В современных автомобилях устанавливаются АКБ различного типа, у каждого из них есть свои преимущества и недостатки.
Кислотные сурьямистные
Популярный вариант, в его основе лежит анод и катод, помещенные в раствор кислоты. Главная особенность – выдача большого электрического тока, обеспечивающего быстрый запуск двигателя автомобиля.

Преимущества:
- Быстрый заряд.
- Простота в процессе обслуживания.
- Относительно доступная стоимость.
Недостатки:
- Небольшой срок эксплуатации – до 5 лет.
- Необходимость отслеживания уровня электролита.
Кислотные малосурьямистые
Главная особенность – замедленный процесс испарения жидкости, что обусловлено минимальным количеством сурьмы. В чем плюс? Можно не отслеживать уровень электролита. АКБ не боится перепадов напряжения, но по мере эксплуатации электролит все равно выкипает.
Преимущества:
- Простота в процессе эксплуатации.
- Доступная цена.
- Универсальность (эксплуатируются на любых машинах).
Недостатки:
- Быстрое оголение пластин.
- Существенное падение емкости по мере эксплуатации.
Кальциевые
Главная особенность – вместо сурьмы используется кальций.

Преимущества:
- Электролит не выкипает.
- Отслеживать уровень электролита необязательно.
- Большой срок службы – до 7 лет.
Недостатки:
- Кипения нет, но после двух полных зарядок производительность падает.
- Высокая стоимость (за счет содержания кальция и серебра).
Гибридные
Главная особенность – положительные пластины из сурьмы, отрицательные из кальция.

Преимущества:
- Надежность.
- Доступная цена.
- Стойкость перед зарядами/разрядами.
- Универсальность.
Недостатки:
- Низкий уровень производительности.
Отличный вариант для тех, кто хочет приобрести качественный аккумулятор по доступной цене.
AGM
Надежный аккумулятор, который свободно выдерживает частые запуски мотора и постоянную смену циклов разряда/заряда. В основе батареи лежит специальное микроволокно, пропитанное электролитом.

Преимущества:
- Высокая стойкость, вне зависимости от эксплуатационных условий.
- Повышенная стабильность.
Недостатки:
- Высокая стоимость.
- Подходят не для всех автомобилей.
Гелевые
Главная особенность – вместо электролита используется специальный гель. За счет чего батарея не боится полного разряда.

Преимущества:
- Бесперебойная работа в экстремальных условиях (повреждение корпуса, наклоны автомобиля).
- Низкий саморазряд.
- Срок службы – до 10 лет.
Недостатки:
- «Бояться» низких температур.
- Высокая стоимость.
- Требовательность к режимам зарядки.
Подходят для автомобилей с продвинутой электрической схемой.
EFB-батареи
Высокотехнологичные батареи. По принципу работы и устройства схожи с AGM, но их стоимость гораздо ниже.

Преимущества:
- Высокие эксплуатационные свойства.
- Доступная цена.
- Быстрая зарядка высокими токами.
Оптимально подходят для автомобилей с более высокими потребностями в энергии.
Щелочные
Главная особенность – вместо электролита используется щелочь.

Преимущества:
Недостатки:
- Невозможность выдавать большой ток.
- Подходят в качестве вспомогательного варианта.
Подобрать аккумулятор можно в специализированном интернет-магазине, заручившись профильной помощью. От правильного выбора зависят эксплуатационные особенности автомобиля.
Что влияет на срок службы АКБ?
Эксплуатационный ресурс АКБ зависим от внешних и внутренних факторов. Ключевыми из них выступают:
- Заряд. Полный разряд влияет на уровень производительности, а также ресурс АКБ (снижая его на целых 50%).
- Температура. Летом жидкость в АКБ испаряется, зимой – густеет. Как замедлить процесс износа? Обеспечить оптимальные условия простоя: без палящего солнца и воздействия экстремально низких температур.
- Бортовая сеть. От корректности работы зависит восполнение заряда. Работа генератора с перебоями можно привести к глубокой разрядке АКБ, что влечет за собой потери до 50%.
- Коррозия. Вполне естественное явление, по мере эксплуатации происходит окисление контактов, влияющих на скорость поступления заряда.
- Сульфатация. Тоже естественный процесс, сопровождающийся разрушением пластин, что приводит к снижению емкости АКБ.
Современное обслуживание и устранение неисправностей – благоприятно влияет на эксплуатационный ресурс АКБ.
Как правильно обслуживать?
Знать основы этого процесса должен каждый автовладелец. Для обеспечения длительной и бесперебойной работы АКБ необходимо:
- Удалять загрязнения с корпуса.
- Очищать клеммы от налета.
- Проверять крепления (если АКБ жестко зафиксирован, клеммы одеваются плотно, а это значит, что при движении по нервной дороге самопроизвольное отключение исключено).
- Периодически подзаряжать АКБ (особенно, если автомобиль регулярно стоит в пробках и фиксируется постоянная нагрузка в виде включенных фар, климат-контроля и т.д.).
- Проверять уровень электролита.
Если машина длительное время не эксплуатируется, рекомендуется отключить АКБ. По возможности, поместить его в теплое место. А для поддержания ресурса потребуется периодическая зарядка (каждые 3 месяца).
Как часто проводится обслуживание?
Для бесперебойной работы АКБ, обслуживание должно быть регулярным. Автовладельцу необходимо оценивать внешнее состояние крепление – ежедневно, при необходимости убирать грязь и пыль. Если машина эксплуатируется нечасто, важно проводить подзаряд, примерно каждые 2-3 месяца.

Сроки планового ТО – каждые 500-1000 км. В его основе лежит проверка уровня заряда и количества электролита, а также целостность самого аккумулятора и клемм.
Когда менять аккумулятор?
Средний срок службы АКБ 3-4 года, некоторые модели могут прослужить до 7 лет. На практике, недорогих вариантов хватает на один год.
Как понять, что пришло время замены:
- Двигатель запускается сложно, а процесс сопровождается щелчками реле стартера.
- Батарея совсем не держит полный заряд, даже после подзарядки.
- На приборной панели загорелся индикатор «АКБ» или «Check Engine».
- На корпусе есть видимые механические повреждения (трещины).
- От АКБ исходит неприятный запах.
- Электрооборудование работает некорректно.
- Цвет электролита изменен (стал темным).
- Поменялась плотность электролита.
При явных признаках «износа» нужно поменять аккумулятор. Подобрать качественный АКБ от производителя можно в компании «Автопомощь на дороге». Реализуем АКБ различного типа с доставкой. У нас можно зарядить аккумулятор на выезде, устранить поломки, прикурить и вскрыть автомобиль, провести диагностику и многое другое.
Попали в неприятную ситуацию? «Автопомощь на дороге» – служба быстрого реагирования. Звоните +7 (931) 533-33-80. Работаем в круглосуточном режиме.